простые интересные РАДИОСХЕМЫ сделанные своими руками

» Гость

Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизируйтесь!





» ДАТАШИТЫ
Например: TDA1562

» СХЕМЫ


Отметить прочитанными   -   Поиск   -   Правила   -   Новые сообщения

Страница 1 из 11
Модератор форума: redmoon, Igoran 
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » ТЕХНОЛОГИИ » Проблемы с проявлением фоторезиста
Проблемы с проявлением фоторезиста
Вс, 16.07.2017, 02:12 | Сообщение # 1        
Enselerizer
аватар
  Постов: 3  Offline
Здравствуйте!

Являюсь начинающим радиолюбителем. С недавних пор осознал, что паять всё на макетных платах это ужасно неудобно и решил изучить существующие способы изготовления печатных плат в домашних условиях. Остановился на фоторезисте, т.к. дома нет лазерного принтера, а фотошаблоны можно печатать и на струйнике. Возникла проблема: фоторезист очень долго (видимые изменения через 20 минут, полностью через 2-3 часа) проявляется в растворе кальцинированной соды, при этом качество проявки ужасное, засвеченные участки отваливаются во многих местах. Делал следующее:


  • Пробовал менять концентрацию раствора соды. Сначала брал две-три чайные ложки на литровый лоток, потом пробовал увеличивать концентрацию в 2-5 раз.
  • Пробовал менять температуру раствора. Сначала брал воду комнатной температуры, далее попробовал брать температуру больше. В кипяточной воде процесс пошел немного быстрее, но тогда засвеченный фоторезист тоже начинал активно отваливаться.
  • Пробовал разные способы проявки. Сначала просто оставлял плату в растворе, пока не проявится, потом стал полоскать плату в растворе, потом помогать кисточкой. Результат почти не изменялся.
  • Пробовал фоторезист Ordyl ALPHA 350 из "Чип и Дип"а и Ordyl ALPHA 340, купленный на рынке. Разницы не заметил.
  • Пробовал менять время засветки, пробовал разные фотошаблоны. В конце концов, погрузил в раствор кусочек текстолита с незасвеченным фоторезистом - результат не изменился.


Текстолит перед накаткой фоторезиста тщательно зачищаю тысячной наждачной бумагой, мою от остатков абразива и обезжириваю изопропиловым спиртом. Накатываю фоторезист на текстолит мокрым способом, ложится без пузырей. Проглаживаю пластиковой картой, даю ему высохнуть и через листы бумаги глажу утюгом несколько секунд, пока плата не станет немного горячей на ощупь. Пробовал разную температуру и время. Ламинатора у меня, к сожалению, нет. Также пробовал просто оставлять наклеенный фоторезист под прессом на несколько часов, без нагревания утюгом. Лучшего результата добился, нагревая плату 10 секунд утюгом при мощности в две точки. Иначе фоторезист либо не прилипает, либо сплавляется с внешним защитным слоем.

Не хочу больше переводить фоторезист на эксперименты, прошу помощи cry .
Может быть, я упускаю что-то важное?
Вс, 16.07.2017, 07:38 | Сообщение # 2        
DEXXTER933659
аватар
  Постов: 3026  Offline Друзья 
Enselerizer тоже пользуюсь Alpha.Для накатки его на плату использую только ламинатор---никаких утюгов.Вместо соды применяю вот такой Крот.Проявка занимает минуту-две.В 100 мл развожу колпачок жидкости и вперёд.Нифиганиразу косяков не было...


Отредактировал DEXXTER933659 - Вс, 16.07.2017, 07:40
Вс, 16.07.2017, 09:12 | Сообщение # 3        
Сергей-78
аватар
  Постов: 7764  Offline Модератор 
Я тоже использую крот. Печатаю шаблон на тетрадном листике в двух экземплярах. Потом накладываю один на другой и склеиваю. Пропитываю шаблон средсвом ВД-40. Фоторезист накладываю просто разглаживая руками, выдавливая пузыри. Приклеиваю утюгом. Надо сказать , что есть фоторезист, который нифига не хочет приклеиваться. Он на вид более темного синего цвета. Больше его не беру. Что бы он хоть как то держался, утюгом прогреваю его до такой степени, что он начинает сплавлятся. Проявка очень слабым раствором Крота. Примерно чайная ложка на поллитра воды. Вот результаты




Отредактировал Сергей-78 - Вс, 16.07.2017, 09:14
Вс, 16.07.2017, 11:22 | Сообщение # 4        
caha2011
аватар
  Постов: 1125  Offline Друзья 
Enselerizer, Чем вы его засвечиваете?
Вс, 16.07.2017, 14:52 | Сообщение # 5        
Enselerizer
аватар
  Постов: 3  Offline
Спасибо за советы, попробую КРОТом smile

Цитата caha2011 ()
Чем вы его засвечиваете?

Засвечиваю вот такой УФ-лампой, мощностью 26Вт:

Сама лампа у меня сейчас помещена в коробку от обуви, которой накрываю плату (так, чтобы от лампы до платы было около 10см).
ранее пробовал просто держать лампу руками, но идеально неподвижно ее держать не получалось и на фоторезисте появлялись размытые области.

Сейчас как раз хочу вытравить печатную плату для светодиодной УФ-матрицы, чтоб засвечивать было удобнее smile


Отредактировал Enselerizer - Вс, 16.07.2017, 15:02
Вс, 16.07.2017, 21:27 | Сообщение # 6        
СамСамыч3238
аватар
  Постов: 311  Offline Друзья 
Enselerizer, дело не в проявке, а в засвете и качестве трафарета. Сделайте для небольшой платы трафарет с минутной шкалой, типа линейки и каждую минуту под лампой открывайте новую шкалу, сдвигая какую либо заслонку. Я делал до 10 минут. Потом на проявку в кальцинированную соду(1 ст. ложка на 0,5 л. воды) смотрим на наиболее качественную цифру и шкалу на шаблоне и пользуемся этим временем для дальнейшего изготовления плат. И платы перед нанесением фоторезиста хорошо обезжириваем (я пользуюсь "силитом") В процессе проявки пользуюсь губкой для мытья посуды, секунд 30 в растворе соды, затем под небольшой струёй холодной воды смываем фоторезист губкой, затем опять в соду, повторяем до полного проявления.

Добавлено (16.07.2017, 21:27)
---------------------------------------------
Да, засвечиваю двумя УФ лампами Т10 в небольшом коробе типа микроволновки.

Вс, 16.07.2017, 23:10 | Сообщение # 7        
nicdem
аватар
  Постов: 1  Offline
Сделал для засветки лампу на LED 5050 - 40 штук под настольную лампу. Засветка ~ 3-4 минуты с расстояния 25-30 см (чем дальше лампа - тем параллельнее световой поток). Ультрафиолет от LEDов не сильно вредный, глаза не раздражает если смотреть со стороны.
Попробуйте проявлять пленочный фоторезист раствором силикатного (канцелярского) клея. Примерно 20 грамм на литр воды. Если передержать плату в растворе соды а тем более крота - смывается и засвеченный фоторезист. С канцелярским клеем - перепроявки не было ни разу. При проявке постоянно очищаю плату широкой мягкой кистью.

Добавлено (16.07.2017, 23:10)
---------------------------------------------
Кротом розовым, тоже пользуюсь, но уже после травления платы. Колпачек на 100г. воды за 5 минут смывает весь фоторезист с протравленной платы.

Пн, 17.07.2017, 00:21 | Сообщение # 8        
Enselerizer
аватар
  Постов: 3  Offline
Цитата СамСамыч3238 ()
дело не в проявке, а в засвете и качестве трафарета

Я пробовал разные трафареты и разную засветку. Пробовал проявлять вообще незасвеченный фоторезист. Пробовал разную концентрацию и способы проявки. И результат всё равно был таким же smile

В любом случае, проблему уже решил. Купил "крот", попробовал проявить в нем и остался доволен. Проявилось за две минуты, качество идеальное, ничего лишнего не отвалилось. Спасибо всем smile
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » ТЕХНОЛОГИИ » Проблемы с проявлением фоторезиста
Страница 1 из 11
Поиск:
Кто есть кто на форуме радиолюбителей: Администратор Модераторы Друзья Пользователи
Группа вконтакте Канал ютуб Группа в фэйсбук Мобильная версия © 2010-2018, "Радиосхемы". Все права защищены. Почта