простые интересные РАДИОСХЕМЫ сделанные своими руками

» Гость

Мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизируйтесь!





» ДАТАШИТЫ
Например: TDA1562

» СХЕМЫ


Отметить прочитанными   -   Поиск   -   Правила   -   Новые сообщения

Модератор форума: Igoran, Сергей-78  
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА » ШИМ зарядное
ШИМ зарядное
Вс, 19.08.2018, 10:35 | Сообщение # 191        
GRAB9142
аватар
  Постов: 131  Offline
Хотел спросить - а эта схема ШИМ или нет ?

Вс, 19.08.2018, 21:10 | Сообщение # 192        
msmmmm
аватар
  Постов: 1018  Offline Друзья 
Цитата Искатель2178 ()
ВП немного меняется в зависимости от тока заряда
Я вижу три возможные причины плавания порога.
1. Вспомни самое начало наладки триггера. Если транзистор и сейчас не полностью закрывается, даже совсем чуть-чуть, напряжение питания триггера через резистор НП будет влиять на ВП. Напряжение питания не стабилизировано, поэтому влияние разное при разных токах зарядки.
2. Напряжение на триггере теперь запаздывает по отношению к входному на несколько секунд (из-за интегрирующей цепи). При больших токах на стареньком аккумуляторе напряжение растет очень быстро и правильно определить его сложно - напряжение на аккумуляторе уже прошло порог, а на входе триггера напряжение переключения появилось только через пару секунд.
3. Напряжение на клеммах аккумулятора сложной формы, оно может по-разному измеряться тестером и входом триггера с интегрирующей цепью.
Искатель2178, сможешь сам это все проверить?

Добавлено (19.08.2018, 21:25)
---------------------------------------------
GRAB9142, в даташите на UC3845 указано, что это ШИМ, какая причина ему не верить?

Пн, 20.08.2018, 12:50 | Сообщение # 193        
Искатель2178
аватар
  Постов: 304  Offline Друзья 
Цитата msmmmm ()
сможешь сам это все проверить?
Лучше если проинструктируйте как это лучше сделать smile


Отредактировал Искатель2178 - Пн, 20.08.2018, 12:52
Пн, 20.08.2018, 22:16 | Сообщение # 194        
msmmmm
аватар
  Постов: 1018  Offline Друзья 
1. Влиять на уровень ВП может только ток R НП и обратный ток VD4. Второе маловероятно, хотя можно и проверить, а с первым уже были проблемы. Если амперметр видит единицы микроампер, определить утечку транзистора проще простого - нужно измерить ток R НП при включенном зеленом светодиоде. Будет в пределах 1-2 мкА - хорошо, лучше "0", т.е. доли мкА. Такой ток утечки влиять будет несущественно.
2. Попробовать заряжать разряженный нормальный аккумулятор с большим временем зарядки номинальным током. Если до выключения несколько часов или десятков минут, пара секунд ни на что не повлияет.
3. Выпаяй RНП, определи напряжение переключения, оно должно быть одинаково и для включения и для выключения, красный светодиод теперь может и не переключаться, а напряжение переключения определяй по зеленому - сначала постоянным напряжением очень плавно изменяя напряжение БП (не забывай о задержке), затем при зарядке номинальным током нормальной аккумуляторной батареи. Сравни пороги и сделай выводы.
Цитата Искатель2178 ()
Если увеличить ток заряда до 1 ампера ВП -13,88В (на этой цифре перестают увеличиваться показания вольтметра).
Для 45А*ч нужен ток 4,5 А. Это принципиально, иначе напряжение до ВП может не вырасти никогда.
Выбор порогов, судя по инету, дело веры и суеверий, во многом зависящее от состояния ядра Юпитера и настроения жрецов племени Мунгу-Тунгу. Из статей: НП 12,7-13,5В, ВП 14,2-15В. Нормальный такой разброс. smile
Понравилось как описал процесс "добивки" аккумулятора качелями один из сделавших подобное ЗУ: "Идет заряд, напряжение повышается до ВП, затем работают качели, сначала часто, затем паузы все длиннее. По длительности пауз делаю вывод об окончании добивки". Жаль только, что не указал времени пауз и зарядки.
Вт, 21.08.2018, 15:55 | Сообщение # 195        
Искатель2178
аватар
  Постов: 304  Offline Друзья 
Пока проверил первый пункт.
Ток через R НП при вкл. зеленом-
0,1-0,3мкА (ток заряда АКБ 1А)
1,1-1,3мкА - (ток заряда 4,5-5 ампер).
На проверку остальных пунктов нужно время.
Цитата msmmmm ()
Из статей: НП 12,7-13,5В, ВП 14,2-15В

На форуме "самодельщиков" зарядных устройств все же рекомендуют ставить ВП - 14,4В, так как это граница начала кипения электролита. НП в пределах 13,2-13,5В. Если ниже - придется слишком долго ждать достижения НП.
Цитата msmmmm ()
Понравилось как описал процесс "добивки" аккумулятора качелями один из сделавших подобное ЗУ: "Идет заряд, напряжение повышается до ВП, затем работают качели, сначала часто, затем паузы все длиннее. По длительности пауз делаю вывод об окончании добивки".

Так и есть.


Отредактировал Искатель2178 - Вт, 21.08.2018, 16:24
Вт, 21.08.2018, 22:46 | Сообщение # 196        
msmmmm
аватар
  Постов: 1018  Offline Друзья 
Считать было лень, подставил в симуляторе (ток утечки - ВП):
40рА - 14,52В; // полностью закрытый транзистор
0,3uA - 14,5В;
1,4uA - 14,46В.
0,06В плавания я считаю несущественными, но если есть желание попробовать побороть и его, нужно:
1. Заменить транзистор на другой современный pnp.
2. Попробовать дозакрыть его, уменьшая R 1,5кОм.
3. Для симуляции утечки 0,3uA пришлось параллельно транзистору поставить сопротивление 40 МОм (!). Плата должна быть чистая и сухая.

Добавлено (24.08.2018, 22:29)
---------------------------------------------

Цитата msmmmm ()
3. Напряжение на клеммах аккумулятора сложной формы, оно может по-разному измеряться тестером и входом триггера с интегрирующей цепью.
Искатель2178, можешь проверить, а можешь и поверить на слово - разница есть. Пришлось довольно много времени провести в транспорте, времени полно, решил посчитать средние и среднеквадратические значения для постоянного напряжения с не очень полезными "добавками" :). На конденсаторе фильтра (интегрирующей цепи) имеем напряжение, пропорциональное среднему значению напряжения на аккумуляторе. Твой тестер измеряет RMS - среднеквадратическое (действующее) значение напряжения. При измерении постоянного напряжения эти величины совпадают. Чем больше отклонение от постоянного, тем больше разница между средним и RMS. Например, если наложить на +5В синусоиду с размахом +/-1В, то среднее значение будет те же 5В, а среднеквадратическое 5,05В. Если такую же синусоиду наложить на 12В, то среднее будет 12В, а среднеквадратическое 12,02В.
Тут вопрос - какое значение правильнее использовать в этом случае?
Разница, правда, небольшая и на нее можно просто не обращать внимания.
Сб, 25.08.2018, 07:40 | Сообщение # 197        
Искатель2178
аватар
  Постов: 304  Offline Друзья 
Посидев пару вечеров со схемой, решил пока оставить как есть.
Транзистор кт3107 заменил на 2n5401, уровень ВП стал меньше «плавать», но не намного.
Ток заряда 0,5А* – ВП 13,87В
Ток заряда 1А* - 13, 79В
Ток заряда 1,5А* – 13,7В
*Ток указываю на клеммах на момент достижения ВП, так как изначально он больше, но по мере роста напряжения на АКБ ток уменьшается.
Напряжение на клеммах в этот раз измерял RMS тестером, до этого - обычным (М-830). Обычный показывает чуть больше, но ВП тоже плавает. Подозреваю, что причина этого недостаточно «ровный» сигнал на клеммах АКБ, (с ростом тока пульсации увеличиваются, триггер ловит «пики» и раньше отключает заряд). При подсоединении еще одного дросселя, порог ВП увеличивается на несколько милливольт.
Но по идее, так как по мере заряда АКБ ток будет уменьшатся, пульсации также уменьшатся, и ВП постепенно поднимется до нужного значения. То есть достаточно будет подобрать ВП 14,4В при токе заряда АКБ 0,3-0,5А.
Единственное напрягает, что сильно греется дроссель (градусов 60-70).
Один раз заметил сильный нагрев полевика, когда выпаял RНП и проверял от БП срабатывание порогов. Работа ШИМ (на большом и среднем токе) без RНП нестабильна -на выходе размытая осциллограмма, слышно шуршание дросселя.
После впаивания назад RНП, ощутимого нагрева полевика на было.
Возможно улучшить ситуацию с пульсациями помог бы дроссель большего размера, но в корпусе зарядки для него просто нет места (трансформатор ТС-180 еле воткнул).
Пока соберу все в корпус, отнесу в гараж, погоняю парочку разряженных АКБ, если все нормально так и оставлю. О результатах отпишусь позже.
Msmmmm, вам как всегда большущее спасибо

respect
Сб, 22.09.2018, 11:23 | Сообщение # 198        
ikar6145
аватар
  Постов: 1  Offline
Доброго времени суток форумчане! Случаем не кого не завалялось печатка на эту схему?

Добавлено (22.09.2018, 16:47)
---------------------------------------------
да и кто может пояснить почему 1 нога таймера садится на плюс и во второй точке с землей соединяется через конденсатор?


Отредактировал ikar6145 - Сб, 22.09.2018, 17:07
Вс, 23.09.2018, 01:51 | Сообщение # 199        
Nik_4el
аватар
  Постов: 208  Offline Друзья 
вижу по схеме ,что 1 вывод таймера не на + ,а на -.
Чт, 04.10.2018, 13:46 | Сообщение # 200        
Искатель2178
аватар
  Постов: 304  Offline Друзья 
Немного с опозданием, но все же выкладываю отчет по работе зарядного.
Перед сборкой в корпус немного доработал печатную плату
- предусмотрел место под новые детали и перемычки-предохранители. Для надежности поставил вместо одного диода перед дросселем – два мощных шоттке, еще один диод воткнул перед конденсатором C470 мкФ.
Частоту для более эффективной работы дросселя увеличил до 20кГц (хотя он все равно сильно греется при токе более 1-2 ампер).
Выходной ток заряда АКБ ограничил на уровне 8-9А (впаяв доп. резистор 10 ком перед переменным резистором, иначе стрелка амперметра «билась» об корпус на выкрученной ручке тока в момент начала заряда).
Без подключения трансформатора пороги триггера настроил НП 13,32/ ВП 14,38.
Погоняв пару аккумуляторов на зарядке, выяснил, что порог ВП сильно плавает в зависимости от тока заряда (от14,2 до 15,1Вольт).
Уменьшение емкости конденсатора (22мкФ) заметно снизило этот эффект (поставил пленочный 1мкФ).
При номинальном токе заряда АКБ (6-7А) – ВП около 13,9Вольт.
К концу заряда АКБ (ток падает до 0,5-0.6А) ВП - 14,33…14,38В/НП -13,39В. Т.е. вполне нормально, бурления электролита также не замечено.
Напряжение на клеммах АКБ после 2-х суток заряда (с перерывами) и ночного "отстоя" - 12,9Вольт.
Из очевидных минусов схемы - защита от КЗ работает не всегда. Если отцепить АКБ во время заряда, мигают оба светодиода, если при этом замкнуть оба провода зарядки между собой, стрелка амперметра резко уходит за свой предел (10А).
Если выключить и заново включить зарядку и потом замкнуть провода – КЗ не происходит.
Фото новой платы и печатку прилагаю, может кто захочет повторить схему.

Для МСМММ.
В конце заряда АКБ желтый и зеленый светодиод (при выбранных мной ВП и НП) горят примерно одинаковое время (8-10секунд заряд, потом ожидание, пока уровень падает до НП). Это к вопросу о паузах, о которых автор похожего зарядного не указал. Ток заряда изначально устанавливал номинальный (1/10 емкости).
Печатку и фото готового устройства выложил ниже.


Отредактировал Искатель2178 - Чт, 04.10.2018, 13:48
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА » ШИМ зарядное
Поиск:
Кто есть кто на форуме радиолюбителей: Администратор Модераторы Друзья Пользователи
Группа вконтакте Канал ютуб Группа в фэйсбук Мобильная версия © 2010-2019, "Радиосхемы". Все права защищены. Почта