УНИВЕРСАЛЬНЫЙ САБВУФЕР

     простые интересные РАДИОСХЕМЫ сделанные своими руками

» ДАТАШИТ
Например: TDA2050


» РАДИОБЛОГИ
Маленький настольный сверлильный станок
Управление лампой на Атмега8 с помощью любого ИК пульта
Часы на вакуумных лампах ИВ-12
Простой кодовый замок с одной кнопкой на Attiny13A
Акустические колонки на широкополосных динамиках своими руками
Управление пятью нагрузками по двум проводам
Применение ЧПУ фрезера при изготовлении печатной платы
Мотор для мини дрели


Радиосхемы » Автоэлектрика

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ САБВУФЕР

      

Меломаны замечательные люди. Они всё время хотят чего-то необычного и выделиться из итак уже «выделенного» общества других меломанов - меняют клеммы на золотые и провода для колонок покупают исключительно по 100 $ за метр! От этого у них «совсем другой» звук и «Ди ПурплЕ» со старого винила просто завораживает такого меломана, а соседи хотят повеситься или, по крайней мере, повесить фото негодяя на Доске Позора в подъезде. Потому что «Ди Пурпле» уже изрядно надоел, а других пластинок у меломана пока не очень много — все деньги уходят на клеммы и провода из чистого золота.

Один такой, начинающий меломан привёз мне в переделку сабвуфер огромных габаритов и «дикой», по его словам, мощности в 2000 ватт. Но при разборке сабвуфера и снятии динамика открылась жестокая сермяжная правда — надпись на динамике указывала параметры: 150 Вт, 4 Ом. И нужно было переделать этот сабвуфер из пассивного в активный, да ещё с возможностью помещать его летом в микроавтобус и ездить на Финский залив с шашлыками и бабами! И меломан очень надеялся, что это  волшебное превращение я смогу совершить, причём за небольшие деньги. Потому что деньги нужны на новые пластинки и усилитель с «тёплым ламповым звуком» для отдельных колонок на СЧ/ВЧ -каналы. И если эта статья будет опубликована и кто-то упрекнёт меня в ненужности всех этих лирических отступлений, то прошу меня простить и объяснить: почему у «меломанов» есть деньги на  усилители по 60000 р, провода из золота и пластинки по 5000 р /шт и никогда нет на то, чтобы заплатить нормально за изготовляемые по их заказам «примочки»?

Непосредственно по делу. Схема УМЗЧ

А чтобы было «дёшево и сердито», приходится, конечно, исходить из принципа: «делать из того, что есть под рукой». Под рукой был автомобильный усилитель со сгоревшим транзисторами выходного и предвыходного каскадов, но с исправным преобразователем. Из него были полностью выпаяны все детали, относящиеся непосредственно к усилителю и оставлен только сам преобразователь с выпрямителем и фильтрами. Преобразователь выдавал двуполярное напряжение 32 вольта на каждое «плечо». Схема усилителя мощности была выбрана простая и проверенная уже не раз:

Детали:

  • R1, R11 — 1k
  • R2 — 36 k
  • R3 — 240 *
  • R4, R5 — 330*
  • R6, R7 — 20 k
  • R8, R9 — 3k3 (0,5 w)
  • R10 — 27 (2 w)
  • R12R13R14R15 — 0,22 (5 w)
  • R16 — 10 k*
  • C1 — 0,33 mF
  • C2 — 150 — 330 p
  • C3, C4 — 10 mF x 25 v
  • C5, C6, C7— 0,1 mF
  • C8 — 0,22 mF
  • C9, C10 — 47-68 p
  • VD1, VD2 — стабилитроны на 15-18 вольт

(помеченные * подбираются при настройке)

Эту схему можно отыскать в «интернетах», где она выдаётся за нечто новое и уникальное, однако впервые была опубликована ещё лет 20 назад в одном из номеров журнала «Радио» и лишь подвергнута незначительным изменениям — другое включение входных цепей микросхемы и резистора R16 обратной связи. Это усилитель класса «В»., но с очень неплохими  характеристиками для такого класса. В приведённом варианте (U пит. = 45 вольт и сдвоенный выходной каскад) схема может выдавать до 200 ватт мощности на 4-Омной нагрузке и, что важно для применения в автомобильном варианте — имеет весьма незначительные токи потребления в режиме «покоя» и небольших мощностей. Схема была не раз использована для автомобильных сабвуферов и никаких нареканий не вызывала. При снижении напряжения питания до +/- 32 вольт и использовании только ОДНОЙ пары выходных транзисторов можно получить мощность порядка 100 ватт на нагрузке 4 Ом.

При напряжении питания +\- 32 вольт сопротивления резисторов R8R9 следует уменьшить до 1-1,5 кОм (!).

Правда, элементная база была частично заменена на современную и «иноземную». В качестве ОУ для сабвуферного варианта вполне можно использовать и указанный 140УД708 (608), а транзисторы заменялись на  ВD139/140 или С3205/А1273 (предвыходной каскад) и, например — 2SA1943/2SC5200 (выходной). Вообще, схема имеет хорошую (повторяемость) и не критична к применяемым деталям. Во всяком случае транзисторы (импортные) никак не подбирались по параметрам. Однако в случае применения наших КТ814/815 (816/817) и других, подбор хотя бы по коэффициенту усиления произвести стоит, так как у них по параметрам разброс бывает очень значительный.

Режим работы выходного каскада устанавливается делителями R4R6 и R5R7 в зависимости от напряжения питания и применяемых транзисторов выходного каскада. Вместо них удобно поставить подстроечные резисторы (временно) и выставить необходимый режим непосредственно при воспроизведении «звука» по отсутствию искажений во всём диапазоне громкости. При этом важно не выкручивать движки подстроечников в крайние положения во избежание трагических последствий для транзисторов VT1, VT2!

Кардинального уменьшения переходных искажений, присущих классу "В", удалось добиться благодаря управлению транзисторами выходного каскада не напряжением, а током. То есть, транзисторы VT1 и VT2 являются источниками тока для VT3 и VT4. При настройке подбором подстроечных резисторов (помеченных *) следует выставить на базах транзисторов VT1 и VT2 напряжение равное 0,4-0,5 вольта.

Входные каскады — сумматор и фильтр

В качестве сумматора сигналов левого и правого каналов, а также для выделения НЧ-составляющей из общего сигнала была применена приведённая ниже схема:

Схема — одна из множества подобных схем, которые опубликованы на различных радиосайтах и выполняют одну функию — суммирование сигналов и выделение НЧ-сигнала с возможностью регулировки частоты среза. В эту схему были внесены, однако, некоторые изменения:

  • на входах L и R добавлены конденсаторы ёмкостью по 1 mF (плёночные) перед резисторами R1, R2 для развязки от возможной постоянной составляющей от источника сигнала;
  • ёмкость конденсатора С1 увеличена до 3300 рF;
  • сопротивление резистора регулировки ОС R3 увеличено до 100 кОм;
  • сопротивление резистора регулировки частоты среза R5 и R7 (сдвоенный) увеличено до 100 кОм.

Питание на ОУ можно взять непосредственно с ножек 4 и 7 микросхемы 140УД708  усилителя мощности или же  собрать простейший стабилизатор на ограничительных резисторах и стабилитронах, как и для ОУ усилителя мощности (на фото он присутствует в виде небольшой отдельной платки). Также, при желании или необходимости можно добавить фильтр-сабсоник, который представляет собой обычно простейший фильтр 2-го порядка и «срезает» частоты ниже 10-15 Гц, но это … при желании. В этом отношении высказывается много различных мнений, в частности о том, фильтр какого порядка лучше — первого, второго или третьего  и другие тонкости и схемы также существуют в большом множестве — пассивные, на ОУ и транзисторах. В данной статье я не сумею раскрыть эту тему в полной мере и этот вопрос, опять же — при желании, каждый может изучить самостоятельно на досуге)) При уровне «качества» автомобильной музыки наличие или отсутствие узла-сабсоника вряд-ли критично.

Конструкция сабвуфера

Корпус, входные «гнёзда», выходные клеммы и регуляторы были использованы от «родного» переделываемого автомобильного усилителя. Регулятор «Уровня» (Громкости) сопротивлением 50 кОм включен по обычной схеме между выходом сумматора-фильтра и входом усилителя мощности. Теплоотводы для транзисторов предоконечного каскада не нужны. Сопротивления, помеченные * заменены на подстроечные и сопротивления их подбирались непосредственно при настройке, на «слух» по отсутствию каких-либо искажений на всех уровнях громкости. Надо сказать, что при всей простоте схемы качество и мощность звука получились на  высоком уровне и все запросы «меломана» были вполне удовлетворены! Хотя не 2000 ватт, конечно.

Собранный усилитель в корпусе был размещён непосредственно внутри «ящика» сабвуфера.

Вопрос питания

При соблюдении режима правильного питания вам буде обеспечено здоровье и долголетие. Однако речь ниже пойдёт об электрическом питании. В автомобиле этот усилитель запитывается как и любой другой, подобный — от «бортовой сети» 12 вольт. Но стояла задача и в возможности использования этого активного сабвуфера дома (зимой, когда Финский залив покрыт льдом))

Делать блок питания с отдельным трансформатором было бы не очень рационально, да и в «бюджет» меломана этот вариант никак не вписывался. Для этих целей был взять блок питания от старого компьютера мощностью 250 ватт, вскрыт, почищен и проверен. Затем были удалены все лишние провода, в данном случае ненужные — 3.3,/ 5/ -12 вольт и оставлены только «GND» и «+12» (ещё следует оставить по одному проводу — красного (+5 вольт) и зелёного цвета — зачем, будет сказано чуть далее). Удалён был и кулер, так как в нём не было необходимости. В цепь питания +5 вольт необходимо поставить «нагрузку» - резистор 5-10 Ом мощностью не менее 10 ватт. Иначе компьютерный блок питания не запустится или не выдаст нужное напряжение. Резистор следует подпаять к проводам красного (+5) и чёрного (GND) цвета и закрепить каким-либо образом внутри корпуса БП. Он будет ощутимо греться при работе!

Блок питания также был размещён внутри сабвуфера. Никаких наводок, фона и ВЧ-помех при этом совершенно не наблюдалось. В качестве выключателя питания можно использовать небольшой слаботочный переключатель, подключенный к проводам чёрного (GND) и зелёного цветов из тех, что шли ранее от блока питания на «большой» (24-pin) разъём питания материнской платы.

«Меломан» пол-года уже пользуется таким вот «бюджетным» активным сабвуфером дома и в машине и собирается на сэкономленные деньги прикупить ещё пару пластинок, а то «Ди Пурпле» немного надоел уже и ему. Барышев Андрей Владимирович.

   Форум по аудио

   Обсудить статью УНИВЕРСАЛЬНЫЙ САБВУФЕР


Схемы наши, лайки ваши - всё по честному. Оцените:


ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МИКРОФОНА GSM ЖУКА

ПОВЫШЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА     Мобильные жучки - решен вопрос чувствительности микрофона.

СХЕМА ПОДСВЕТКИ

СХЕМА ПОДСВЕТКИ     Схема интеллектуальной подсветки салона автомобиля, выполненная на микроконтроллере pic12f629.

СХЕМА РЕГУЛЯТОРА ЯРКОСТИ

РЕГУЛЯТОР ЯРКОСТИ     Схема устройства для плавного включения ламп накаливания.

ТОКОПРОВОДЯЩИЙ ЛАК

     Испытание специального лака для ремонта пультов и других резиновых кнопочек, с токопроводящим покрытием.


» ПОИСК СХЕМ



» РАДИОЭЛЕМЕНТЫ

Группа вконтакте Канал ютуб Группа в фэйсбук Мобильная версия © 2010-2018, "Радиосхемы". Все права защищены. Почта