Зарядное для авто из блока питания ноутбука

Кто-то вообще не имеет дома ЗУ для авто, надеясь на достаточную подзарядку аккумулятора в процессе работы двигателя. Но рано или поздно приходит момент, когда неожиданно выясняется что АКБ глубоко разряжен и нуждается в подзарядке, а зарядного устройства дома нету. Если есть желание собрать сей девайс самому, то можно использовать преобразователь DC/DC9A300W 1.2-35VXL4016, блок питания ноутбука 19 В 6,9 А 135 Вт и схему безопасности. Далее схема и описание с зарубежного радиофорума:

После сборки и испытаний выяснилось, что ЗУ работает очень неплохо, поэтому решено поделиться идеей с уважаемым радиолюбительским сообществом. В преобразователе регулятор тока 10к с платы инвертора убран и подключен на его место потенциометр 10к по проводам, двухцветный светодиод так же выпаян и подключен проводами, заменен также разъем ARK на больший, потому что в заводские разъемы было сложно установить кабели 1,5мм2.

Описание работы зарядки

Устанавливается выходное напряжение преобразователя на постоянное 14,4 В с помощью регулятора. Ток устанавливается потенциометром по необходимости, в зависимости от емкости авто аккумулятора.

Защиты в схеме:

  • от обратного подключения АКБ сигнализация зуммером
  • от превышения напряжения на выходе при отказе инвертора и подачи напряжения на выход выпрямителя, установленного на уровне 15,5 В
  • высокой температуры радиатора преобразователя, 85 градусов.
  • включения вентилятора после нагрева радиатора до 40 градусов.
  • если зарядное устройство выключено, а аккумулятор не отсоединен.

Напряжение 14,4 В не будет достаточно заряжать каждый тип аккумулятора, особенно Ca (кальциевый). Плотность электролита не достигнет нужного значения. Лучший диапазон примерно 13,8 – 16 В. Выставлять напряжение лучше потенциометром или переключателем; 14,4, 14,8, 15,2. Напряжение 15 – 16 В желательно с таймером/ограничением тока.

Здесь принят метод зарядки постоянным напряжением, используемый в автомобилях. Если плотность электролита находится в пределах 1,26-1,28 г/см3, аккумулятор можно считать заряженным. Более высокая плотность указывает на потерю воды.

Целью метода зарядки постоянным напряжением является ограничение газообразования электролита (в основном это электролиз воды) и, таким образом, сделать его необслуживаемым. Если кто-то не боится обращаться с аккумулятором, то частая зарядка до напряжения выше 14,4 В (при методе постоянного тока напряжение аккумулятора 12 В достигает 16,2 – 16,5 В) вызовет так называемое вытекание активной массы, о чем предупреждает производитель аккумуляторов и может привести к аннулированию гарантии в случае обнаружения этого явления.

Схема упрощена и не учитывает изменения напряжения аккумулятора в зависимости от его температуры. Летом это не имеет значения, но когда температура опускается ниже 20 градусов по Цельсию, это начинает играть значительную роль.

Плотность электролита говорит о состоянии электролита после зарядки и о том, способна ли батарея отдать то, на что она рассчитана. Это позволяет продлить срок службы аккумулятора, но в случае необслуживаемого проверить его без вскрытия корпуса невозможно. Гелевые аккумуляторы уже не входят в эту категорию — у них электролит в виде геля. Обычные кислотные заряжаются по одному, а EFB, AGM по другому.

Вообще определение степени заряда по напряжению очень упрощенная процедура с большой погрешностью.Неумелое использование повышенного зарядного напряжения принесет больше вреда, чем пользы. Частая обработка аккумулятора 16 – 16,5 В при положительной температуре, приведет к более быстрой потере воды и выпадению активной массы.

Вот тест где аккумулятор разряжен до 1,12 г/см3. Напряжение зарядки 14,4 В.

  • Через 24 часа: 1,20 г/см3
  • Через 48 часов: 1,23 г/см3
  • Через 72 часа: 1,26 г/см3
  • Через 96 часов: 1,27 г/см3
  • Через 144 часа: 1,28 г/см3

Зарядка низким напряжением 14,4 В не дает газообразования, поэтому перемешивания электролита нет, и измерение плотности аэрометром покажет низкие значения. Самопроизвольная диффузия электролита происходит медленно, поэтому при 14,4 В мы имеем заряженный электролит между пластинами и «воду» над пластинами. В автомобиле процесс смешивания происходит гораздо быстрее за счет движения и тряски.