РАДИОСХЕМЫ



РАДИОФОРУМЫ


СХЕМЫ И СТАТЬИ



  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » АВТОМОБИЛИ » ШИМ регулятор двигателя дворников
ШИМ регулятор двигателя дворников
Пт, 16.08.2019, 15:14 | Сообщение # 1        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
Поменял двигатель привода дворников и, не знаю почему, дворники летают с бешенной скоростью. Решил сделать ШИМ регулятор. Но есть одно но. Регуляторов по минусу полно, а тут нужен по плюсу. Долго рылся в интернете, но так ничего стоящего и не нашел. Есть у меня драйверы IR2104, решил попробовать на нем, используя выход верхнего плеча. Собрал, подключил автомобильную лампу, ток 3 ампера, регулируется изумительно, полевик, без радиатора, чуть-чуть теплый. Подключаю двигатель и все перестало работать даже на лампу. После разбора полетов, выяснил, что полетел полевик драйвера, который стоит между выходами HO и VS. Причина, мне так кажется, в бутстрепной емкости, но как ее правильно рассчитать для IRFZ44 никак не пойму. Может кто в курсе, подскажите.
Файлы: 4210796.bmp(88.8 Kb)
Сб, 17.08.2019, 16:30 | Сообщение # 2        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
Beloff12, а где диод параллельно движку для защиты от выбросов индуктивности? Да и слишком мудрено для такой схемы. р-канальный мосфет или биполярный ключ сильно упростят схему.
Сб, 17.08.2019, 19:54 | Сообщение # 3        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
В реальной схеме диод есть, просто не ставил его в протеусе. А по поводу р-канального, просто у меня их штуки три и то на маленькие токи, а n-канальных - валом. Выходил из того что имеется в наличии. Да и отзывы о ШИМ на р-канальных транзисторах не очень лестные, транзисторы сильно греются и приходится ставить солидные радиаторы. У меня же, при работе на 3-х амперную нагрузку(лампа) транзистор, практически, холодный без радиатора. Прочитал в интернет одну рекомендацию по поводу IR2104, а именно: выход драйвера VS через обратно включенный диод на землю, а к стоку через 20 Ом. Автор пишет, что после этого схема работает нормально, а до, пережег кучу драйверов.
Сб, 17.08.2019, 21:11 | Сообщение # 4        
Сергей-78
аватар
  Постов: 6050   Модератор 
Цитата Beloff12 ()
Да и отзывы о ШИМ на р-канальных транзисторах не очень лестные, транзисторы сильно греются и приходится ставить солидные радиаторы.

Вранье. При грамотном подключении и хорошем драйвере управления, работают не хуже ( хотя сопротивление в открытом состоянии у них несколько выше). Те же 3А в зарядном устройстве , у меня Р канальный полевик выдерживал без радиатора. Частота ШИМ какая?
Сб, 17.08.2019, 21:27 | Сообщение # 5        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
При С1 10n, порядка 2,5 кГц. А греются р-канальные сильнее именно из-за сопротивления перехода (не отмененный до сих пор Закон Ома).
Сб, 17.08.2019, 21:31 | Сообщение # 6        
Сергей-78
аватар
  Постов: 6050   Модератор 
А на затворе полевика сигнал какой? Есть чем глянуть?
Сб, 17.08.2019, 21:40 | Сообщение # 7        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
Цитата Beloff12 ()
а к стоку через 20 Ом

Наверное к истоку, или я неправильно понял описание доработки?
Цитата Beloff12 ()
выход драйвера VS через обратно включенный диод на землю
Масло масляное? Ставить параллельно двигателю с диодом еще один диод через 20 Ом?
Исходя из того, что лампа (приблизительно такой же мощности, что и двигатель) управляется нормально, предполагаем, что проблема в выбросах напряжения самоиндукции обмоток двигателя, возникающих при размыкании ключа или при коммутации коллектора двигателя. Импульсы короткие, но очень кусачие, может и 200В быть. Защитный диод должен быть очень быстрым и в импульсе держать тот же ток, что идет через открытый ключ и двигатель.
Причину отказа лучше искать с помощью осциллографа и примитивного стенда, тем более, что двигатели разные и выбросы тоже. Даже если предложенная рекомендация будет работать, лучше все-таки посмотреть чего там на истоке делается.
Сб, 17.08.2019, 21:46 | Сообщение # 8        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
Верхняя затвор, нижняя выход 555, если протеус нам не врет
Файлы: 1825946.jpg(115.7 Kb)
Сб, 17.08.2019, 21:55 | Сообщение # 9        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
Цитата Сергей-78 ()
А греются р-канальные сильнее именно из-за сопротивления перехода (не отмененный до сих пор Закон Ома)
Это навскидку, первый попавшийся в сети:
Файлы: mosfet_p.pdf(132.0 Kb)
Сб, 17.08.2019, 22:02 | Сообщение # 10        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
Конечно же к истоку, извините, оговорился. Я не занимался анализом доработки, может вся суть именно в этом резисторе, ну и плюс диод. Да и тот кто предложил эту доработку написал, что пришел к ней эмпирическим методом.
Вс, 18.08.2019, 06:26 | Сообщение # 11        
оксана0399
аватар
  Постов: 109   ОК 
Почему двигатель одним выводом на массе?

Добавлено (18.08.2019, 07:26)
---------------------------------------------

Цитата msmmmm ()
Это навскидку, первый попавшийся в сети:

Итого при токе 10а мощность 1,1Вт - необходим радиатор,
для N-канальных легко найти 1 мОм, мощность 0,1Вт - радиатор не нужен.
Вс, 18.08.2019, 08:25 | Сообщение # 12        
Сергей-78
аватар
  Постов: 6050   Модератор 
Цитата Beloff12 ()
Верхняя затвор, нижняя выход 555, если протеус нам не врет

Ну протеус это не в реальности, хотя и там картина печальная. Я просмотрел про этот драйвер и не нашел его включение для управления одним транзистором. Там нижний полевой транзистор участвует в работе драйвера и без него верхний нормально закрываться не будет. Кто то пытался исправить это но как оно работает, не знаю. Я бы применил сюда трансформаторный драйвер на феритовом колечке.
Вс, 18.08.2019, 13:11 | Сообщение # 13        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
оксана0399, в автомобиле общий провод (масса) - это минус и она у двигателя на корпусе. По поводу использования в драйвере одного из плечь, я прочитал в другой публикации. Правда не сохранил ее полностью, а только схемы включения. Там использован драйвер 2110, но принцип тот же.
Файлы: 3591161.jpg(78.0 Kb) · 5786959.jpg(66.5 Kb)
Вс, 18.08.2019, 13:28 | Сообщение # 14        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
И, кстати, скриншот осцилограммы протеуса при номинале бутстрепной емкости 22u.
Файлы: 1558154.jpg(110.7 Kb)
Вс, 18.08.2019, 14:53 | Сообщение # 15        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
Цитата оксана0399 ()
Итого при токе 10а мощность 1,1Вт - необходим радиатор,
для N-канальных легко найти 1 мОм, мощность 0,1Вт - радиатор не нужен.

оксана0399, дьявол кроется в деталях. smile
Так как зависимость мощности от тока квадратичная, а потребление двигателя 3А, то 1,1Вт чудесным образом превращается в 0,1Вт, что совсем ничтожно. А если взять не максимальное значение сопротивления, а типовое, то и 0,08Вт получится.
Кроме того, данный девайс предназначен для снижения скорости двигателя, т.е. коэффициент заполнения ШИМ не будет равен 1 и мощность рассеиваемая на ключе будет еще как минимум на пару десятков процентов меньше. А то и на все 50.
Beloff12, модель Протеуса не учитывает индуктивность двигателя.
Вс, 18.08.2019, 15:17 | Сообщение # 16        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
А этот и стОит копейки.
Файлы: irf9310pbf.pdf(278.0 Kb)
Вс, 18.08.2019, 18:12 | Сообщение # 17        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
Не смотря на то, что такого не может быть и на всю печальность картины, уже час крутит старый двигатель от москвичевской печки. Ток порядка 3,5 А, на полных оборотах. Включаю, выключаю, регулирую, все в норме. Полевик без радиатора практически холодный. И еще, нет ни малейшего, пресловутого пения, которое присуще многим ШИМ регуляторам. А всего лишь поменял защитный диод с 1N4007 на супер шустрый ES2B. Так что, рекомендую. И никаких р-канальных транзисторов, насколько бы "золотыми" они небыли.
Вс, 18.08.2019, 20:37 | Сообщение # 18        
msmmmm
аватар
  Постов: 891   Друзья 
Цитата Beloff12 ()
поменял защитный диод с 1N4007 на супер шустрый ES2B
Цитата msmmmm ()
Защитный диод должен быть очень быстрым и в импульсе держать тот же ток, что идет через открытый ключ и двигатель.
smile
Цитата Beloff12 ()
И никаких р-канальных транзисторов, насколько бы "золотыми" они небыли.
Дело не в золоте, а в оптимизации схемы. Драйвер мосфета, бутстрепное питание - куча лишних деталей, которые убираются простой заменой полевика. Каждая лишняя деталь, особенно активная - минус к надежности устройства. Но, хозяин - барин.
Вс, 18.08.2019, 21:32 | Сообщение # 19        
Beloff12
аватар
  Постов: 92   ОК 
По поводу защитного диода, Вам большая благодарность за подсказку. Хотя, посмотрите предлагаемые схемы, во многих из них ставят диоды из серии 1N, кстати, я уже с этим столкнулся, но некоторая часть населения путает между собой 1N4007 и ультрабыстрый UF4007. Просто у меня куча n-канальных полевиков и больше десятка выпаяных (я их не покупал, как и транзисторы) IRок. Решил применить имеющееся, кажется все получилось, кручу уже несколько часов, хотя в реале, сколько не понадобится. Покручу еще пару дней т.с на "стенде", а дальше в работу. Большое спасибо всем!
Форум радиолюбителей » СХЕМЫ » АВТОМОБИЛИ » ШИМ регулятор двигателя дворников
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Внимание! Форум переехал на Tehnodium.ru



© 2010-2022 "Радиосхемы". All Rights Reserved  Почта  PDA