Сварочный аппарат из тюнера

Вот никогда бы не подумал, что новая конденсаторная точечная сварка будет собрана на базе тюнера СТВ. Да не просто используется корпус только, а и блок питания импульсный, и индикаторы, и даже кнопка. Но давайте начнём по-порядку…

Не всегда можно для сварки применять обычные китайские сварочники, особенно если речь идёт об аккумуляторах, собираемых в батареи. Тут нужна именно точечная сварка, воздействующая коротким токовым импульсов на небольшой участок поверхности. И тут варианта два: СА на основе трансформатора микроволновки (не было уже) или на основе блока конденсаторов высокой ёмкости.

Схема сварочника из конденсаторов

Тут приводится похожая схема, в которой БП – импульсный на 22 В, от тюнера. Конденсаторы с общей ёмкостью 50000 мкФ на 25 В. Тиристор Т132-50 и один резистор в управляющем электроде на 1,5 кОм (замыкается на анод).

Пересмотрев десяток видео по теме наслушался о необходимости установки мощнейших и дорогих тиристоров на пиковые токи в килоамперы, но испытания показали что и этот скромный Т132 (ток 50 А, 800 А в импульсе) справляется с работой.

Батарея конденсаторов заряжается через резистор 24 Ом 10 Вт, который вообще не греется даже при долгой работе. Полный заряд идёт 1-2 сек. Блок питания тюнера тоже неплохо держит такую нагрузку (при 0,7 А падение напряжения всего 2 вольта).

Конечно по-хорошему стоит ёмкость повысить раза в 2, учитывая относительно небольшое напряжение, но хотелось собрать аппарат с нулевыми расходами (из того что было), без похода на радиобазар.

Напомню про LED цифровой индикатор на передней панели, из 4-х матриц. Они показывают степень заряда конденсаторов растущей полоской из светящихся столбиков. Получается очень удобно и эффектно.

Схема управления – 4 транзистора с резисторами и соответствующими стабилитронами.

В основе схемы обычный индикатор заряда аккумулятора авто.

А запуск искры происходит нажатием кнопки-микрика Power (очень символично) на передней панели, которая была изначально сетевой.

Подключаются провода к гнездам на задней панели тюнера. Эти провода – толстые многожильные кабеля, концы которых пропущены через старые пластиковые щупы от мультиметра – очень удобно держать, и к корпусу подключены разъёмами стандартными.

Конечно это несколько снижает передаваемую мгновенную мощность (токовый импульс), но аппарат и не рассчитывался как особо мощный, так что пойдёт.

И вот ещё что: сзади есть ещё пара гнёзд, которые подключены к батарее конденсаторов напрямую. Это позволяет с одной стороны переключать сварку с импульсного в ударный режим (искра не по нажатию кнопки, а по касанию электрода), с другой стороны туда можно подсоединить дополнительную сборку конденсаторов, подняв ёмкость хоть до фарады, если понадобиться варить чего потолще.

В общем получился вот такой компактный, универсальный и симпатичный сварочный аппаратик.

Красивый внешний вид, стильный индикатор, небольшие размеры, возможность заряжать его даже от внешнего источника в полевых условиях (от аккумулятора авто например) за счёт прямого выхода с конденсаторов, возможность нарастить ёмкость (привет ионисторы) – вот перечень его достоинств. А о недостатках пусть думают пессимисты, мне же проделанная работа доставила глубокое моральное удовлетворение))